Страхование автоКАСКО


В 2012 году в секторе страхования автоКАСКО вели страховую деятельность 224 страховые компании (или около 49% зарегистрированных российских страховщиков)





Страхование автоКАСКО

Всего за 2012 год страховщики собрали 195,29 млрд рублей премий по данному виду страхования, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 18,1%. Прирост в секторе оказался ниже среднего (в среднем по России прирост по всему страховому рынку составил 21%). Совокупная страховая сумма (лимит ответственности) российских страховщиков по страхованию автоКАСКО в 2012 году составила 5,940 трлн рублей. Всего за 2012 год страховщики заключили 4,804 млн договоров страхования автоКАСКО. Количество действовавших договоров составило 4,540 млн штук. На долю премий по договорам, заключенным с физическими лицами, в 2012 году пришлось 78,8%, на долю премий по договорам, заключенным с юридическими лицами, пришлось 21,2%.



Выплаты по страхованию автоКАСКО в 2012 году составили почти 125,68 млрд рублей, что на 18,4% больше, чем в 2011 году. В 2012 году страховщикам было заявлено 3,155 млн страховых случаев и урегулировано 2,910 млн Количество отказов в страховой выплате составило 164,326 тыс. На долю выплат по договорам, заключенным с физическими лицами, в 2012 году пришлось 80,3%, на долю выплат по договорам, заключенным с юридическими лицами, пришлось 19,7%.



Уровень выплат, таким образом, сложился в размере 64,4%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 64,3%.


Основным стимулом для роста объемов страхования КАСКО в России остаются требования банков при оформлении автокредитов. По оценкам экспертов, доля таких договоров в портфеле компаний может составлять 65% и более.


                Впрочем, КАСКО активно развивается и в «добровольном» порядке. Самой активной группой таких страхователей, естественно, являются владельцы дорогих иномарок. У таких клиентов достаточно высокий уровень страховой культуры, они являются активными пользователями страховых услуг. Впрочем, и обладатели новых отечественных машин не игнорируют КАСКО. Проникновение этого вида постепенно увеличивается и в регионах.



В стремлении расширить круг клиентов страховые компании разрабатывают дополнительные продукты по КАСКО. «В этом году мы предложили клиентам продукт «Каско без справок», – рассказал начальник управления по работе с агентской сетью и прямыми продажами Центра страхования автотранспорта физических лиц ОАО СК «Альянс» Дмитрий Соколов. – Эта программа действует без ограничений по количеству обращений и по размеру компенсаций, распространяется на всю территорию России. Неважно, где куплен полис, где произошло страховое событие, главным условием акции является звонок с места события в компанию, что позволяет нашим клиентам в случае ДТП не тратить время на вызов и ожидание ГИБДД».


                В ОАО «СОГАЗ» была разработана новая продуктовая линейка, основным отличием которой стала ориентированность на потребителей разного уровня, например, АВТО-Классика, АВТО-Престиж и т.д.



Эксперты отмечают, что тенденция к сегментированию рынка КАСКО продолжится и в следующем году.


Одной из тенденций 2012 года стало снижение тарифов на страхование КАСКО, которое наблюдалось во многих СК. Впрочем, тренд на снижение стоимости полисов КАСКО затронул далеко не все компании. В ряде СК отметили, что, несмотря на некоторые колебания тарифов в течение года, уровень цен остался прежним.


Однако уже в будущем году эксперты прогнозируют повышение тарифов на КАСКО и в тех компаниях, которые оставили стоимость полиса неизменной, и в тех, где ранее цены для клиентов были снижены


Это может быть связано с некоторыми событиями, которые в перспективе окажут существенное влияние на рынок КАСКО. Значимыми событиями для рынка КАСКО в 2012 году стали решения Верховного суда. Так, одно из них касается применения закона «О защите прав потребителей» во взаимоотношениях страховщиков и их клиентов. Вышеназванное постановление ВС РФ дает возможность увеличивать размер требований к страховщикам за счет штрафа, процентов, освобождения от уплаты госпошлины и т.д. Также еще одно решение ВС взбудоражило страховое сообщество: Верховный суд определил, что признание страхового случая должно зависеть только от факта наступления события. При этом исключения из страхового покрытия, связанные с действиями страхователя, например отсутствие двух комплектов ключей от угнанного авто, свидетельство о регистрации, забытое в машине, и т.п., он признал ничтожными. Можно предположить, что многие страховые компании отреагируют на эти решения увеличением тарифов на страхование.



Впрочем, несмотря на ожидающиеся изменения в ценовой политике, представители страховых компаний прогнозируют рост сектора автоКАСКО в 2013 году, хотя его темпы заметно сократятся.


Вместе с тем эксперты отмечают, что, для того чтобы сохранить свои позиции на рынке страхования, многим СК придется внести коррективы в привычные схемы работы. Это в том числе связано со вступлением России в ВТО, которое откроет дорогу на отечественный страховой рынок иностранным финансовым компаниям со своими, зачастую более высокими стандартами обслуживания клиентов. В связи со вступлением в ВТО крупные компании в 2013 году начнут повышать качество сервиса, внедрять информационные технологии, оптимизировать бизнес-процессы, повышать рентабельность. В числе перспективных тенденций – рост прямого страхования и увеличение объемов онлайн-продаж.


Основными проблемами сегмента автоКАСКО являются занижение сумм выплат и затягивание сроков урегулирования убытков. Именно автостраховщики являются лидерами по количеству жалоб в ФСФР.


Гендиректор СГ «Спасские ворота» Евгений Потапов уверен, что для выхода страховщиков из «автомобильного тупика» необходимо законодательно установить минимальные тарифы для различных категорий транспортных средств, так как избавиться от демпинга на рынке иными методами невозможно. «Клиенты с удовольствием покупают дешевые полисы, не думая о последствиях, а тот негатив, с которым они сталкиваются при урегулировании убытков, проецируется на все страховое сообщество», – поясняет он.


По мнению гендиректора СК «Альянс» Хокана Даниелссона, в 2013 году темпы роста автоКАСКО снизятся до 12,3%. Одна из причин – уменьшение спроса на новые машины. В марте продажи новых авто в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, сократились на 4% по сравнению с мартом 2012‑го, что стало первым снижением за последние два года. В январе-феврале еще отмечался пусть и скромный, но плюс – 5 и 2% соответственно.


На смену бурному развитию автомобильного рынка в России пришли его насыщенность и зрелость, констатирует замгендиректора СК «Транснефть» Сергей Митин. «В прошлом году российский авторынок вырос на 10,7% и занял 6‑е место в мире. Продажи новых легковых автомобилей превысили докризисный уровень 2008 года на 0,6%. Но уже в этом году рост рынка существенно замедлился. А рынок автострахования всегда очень четко повторяет динамику рынка продаж новых автомобилей», – говорит эксперт.


Первое место в рэнкинге крупнейших страховщиков по страхованию автоКАСКО принадлежит компании «Ингосстрах». Доля рынка, которую заняла компания в 2012 году, составляет 16,5%. Объем премий, собранный компанией за рассматриваемый период, составил более 32,2 млрд рублей, увеличившись на 38,2% по сравнению с предыдущим годом. При этом выплаты составили 18,6 млрд рублей. Таким образом, уровень выплат у компании сложился в размере 57,7%. Второе место принадлежит компании «РЕСО-Гарантия» с показателем сборов 24,6 млрд рублей и темпами прироста 17,3%. Третье место заняла страховая компания «Росгосстрах» (18,8 млрд рублей, прирост 9,5%).



Источник


Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *